Вася Габышев 1 — один из основателей компании Clickbyte. Вместе с тремя друзьями он продаёт комплектующие и собирает компьютеры на заказ. Услуга сборки появилась не сразу: сначала предприниматели проверили, что кастомные ПК действительно пользуются спросом. В статье — пять советов от Васи, которые помогут выяснить, чего хотят клиенты.
Мы открыли Clickbyte в ноябре 2021 года. Сначала продавали комплектующие для компьютеров через Авито: процессоры, оперативную память, видеокарты. Через полгода ввели новую услугу — сборку компьютеров на заказ.
У нас заказывают разные ПК: от стандартных устройств для личного пользования до огромных серверных машин для бизнеса. Цена на кастомную сборку начинается от 100 тыс. рублей. В среднем продаём 20–25 компьютеров и 250 комплектующих в месяц.
Мы не проводили анализ рынка и не исследовали аудиторию целенаправленно, но, как оказалось, делали верные шаги, чтобы понять потребности клиентов и внедрить новую услугу. Вот 5 способов, которые сработали.
1. Общались с клиентами напрямую
Когда покупатели приходили в офис, мы предлагали бесплатные консультации и помогали с выбором, даже если в магазине не было подходящих товаров. По сути, наши первые сборки были виртуальными — мы подсказывали, что и где заказать, как лучше сочетать комплектующие.
В процессе узнавали, какие варианты клиенты рассматривают, для каких задач используют компьютеры и в какой бюджет планируют уложиться. Одна из таких консультаций переросла в заказ на сборку — покупатель попросил сделать ПК для него, мы согласились. В итоге он остался доволен результатом, а мы поняли, что хотим продвигать эту услугу.
2. Проверили идею на небольшой партии компьютеров
Изначально мы предположили, что спросом будут пользоваться готовые ПК за 60–70 тыс. рублей. По нашей задумке покупатель получал сбалансированный и бюджетный компьютер из новых комплектующих — сборка лучше, чем в магазине, а деньги те же. Такой собирается в разных конфигурациях, которые отвечают потребностям клиента. Например, если нужен игровой ПК, то выбираем комплектующие для максимального FPS в играх. А для работы с графикой или в другом профессиональном софте — другие. Дело было в начале 2022 года.
Чтобы проверить идею, сделали пробную партию из трёх штук. Компьютеры не отличались друг от друга по производительности, но выглядели по-разному — мы хотели показать варианты дизайна. Запустили объявления на Авито, но не продали ни одно из устройств. На проверку предположения потратили 150 тыс. рублей — столько в сумме стоили комплектующие для трёх компьютеров.
Зато эти же объявления за полторы недели привели к нам пять клиентов, которые заказали компьютеры за 150–250 тыс. рублей. Мы пообщались с ними и выяснили, что спрос на дорогую сборку есть среди людей, которые занимаются рендерингом или монтажом видео. Для таких сложных специфических задач мы и делаем мощные машины.
3. Сидели в чатах для тех, кто интересуется техникой и сборками
Например, Happy PC chat, ООО Технохимлаб, Double front.В тематических каналах люди обсуждают новости и тренды, а в чатах — свои «боли». Обычно пользователи приходят туда, чтобы получить ответ на конкретный вопрос. Из переписок мы узнали, с какими проблемами сталкиваются клиенты, о каких устройствах мечтают.
Пример проблемы, которую заметили в чате
Многие сами собирают компьютер: покупают комплектующие и настраивают ПО. Но потом сталкиваются с тем, что комп работает не так эффективно, как мог бы. Чаще всего у владельца не хватает знаний, чтобы разобраться в деталях. Поэтому мы решили сделать акцент на том, что берём на себя «тонкую настройку» всей системы: клиент не мучается и не вдаётся в детали, а получает готовый эффективный компьютер.
4. Следили за обновлениями на рынке
Это наша рабочая рутина. Люди всегда хотят новое и лучшее. На рынке компьютерных комплектующих популярны два сценария. Часть пользователей за любые деньги купит последнюю версию устройства, другая часть — обновит его на предыдущее поколение.
Например, когда только вышла видеокарта NVIDIA GeForce RTX 4090, объявление о продаже набрало 2 тыс. просмотров за сутки без рекламы. Поступило много заказов. Видеокарта стоит больше 100 тыс. рублей, но люди готовы платить за редкие модели.
5. Анализировали результаты рекламы
Мы потратили много времени, чтобы изучить алгоритмы Авито и поведение пользователей. Следили, в какой день недели и в какое время объявления набирают просмотры, редактировали и переписывали тексты.
Сейчас автоматически запускаем рекламу в 9 утра и 6 вечера — в обед и после работы пользователь видит рекомендацию. Продвигаем услугу сборки, в тексте объявления рассказываем о компании: кто мы, чем занимаемся, какие гарантии даём и что умеем. В качестве иллюстраций используем фотографии собранных нами компьютеров — живые фото лучше продают.
Тратим на рекламу 60–70 тыс. рублей в месяц. За неделю одно объявление набирает 150 тыс. просмотров. Каждый десятый, кто его посмотрел, заказывает компьютер.